Информация о налоговых льготах и объеме выпадающих доходов в связи с предоставлением данных льгот

 

ДУМА ГОРОДА ПОКАЧИ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

РЕШЕНИЕ

от 23.12.2015                                                                                         №  48

 

О результатах оценки эффективности предоставленных в 2014 году налоговых льгот по местным налогам муниципального образования город Покачи и планируемых к предоставлению на очередной финансовый 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

 

 

Рассмотрев информацию о результатах оценки эффективности предоставленных в 2014 году налоговых льгот по местным налогам муниципального образования город Покачи и планируемых к предоставлению на очередной финансовый 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, на основании части 4.7 статьи 4 Положения «О порядке контроля за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения», утвержденного решением Думы города Покачи от 19.10.2009 года №112, в соответствии со статьей 61 Регламента Думы города Покачи, утвержденного решением Думы города Покачи от 22.10.2010 №84, Дума города Покачи

 

РЕШИЛА:

 

Информацию о результатах оценки эффективности предоставленных в 2014 году налоговых льгот по местным налогам муниципального образования город Покачи и планируемых к предоставлению на очередной финансовый 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов принять к сведению ( приложение).

 

 

Председатель Думы

города Покачи                                                                     Н.В. Борисова

 

 

Приложение

      к решению Думы города Покачи

от   23.12.2015   № 48

 

 

Аналитическая справка

о результатах оценки эффективности предоставленных в 2014 году налоговых льгот по местным налогам муниципального образования город Покачи и планируемых к предоставлению на очередной финансовый 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

 

Под оценкой эффективности налоговых льгот понимается контроль результативности предоставленных налоговых льгот и их соответствие общественным интересам.

В соответствии с Методическими рекомендациями муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по проведению оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, утвержденными приказом Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 декабря 2013 г. № 245, а также в целях:

- оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления налоговых льгот;

- минимизации потерь доходов в бюджет города Покачи, связанных с предоставлением налоговых льгот;

- своевременного принятия мер по отмене или корректировке неэффективных налоговых льгот;

была проведена оценка эффективности предоставляемых льгот по местным налогам за 2014 год.

Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации, к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

            Оценка эффективности по предоставленным в 2014 году налоговым льготам осуществлялась только в отношении земельного налога, по следующим причинам:

            - на территории муниципального образования город Покачи муниципальными правовыми актами не установлены налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц;

            - в связи с отсутствием принятого соответствующего федерального закона, торговый сбор на территории города Покачи не введен (ч.4 ст.4 Федерального Закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации, в дополнение к перечню льгот по земельному налогу, установленного статьей 395 Налогового кодекса Российской Федерации, решением Думы от 25.09.2013 № 92 «О предоставлении льготы по земельному налогу» установлены налоговые льготы по земельному налогу и предоставляются:

1. в размере 100 % от суммы, подлежащей зачислению в местный бюджет следующим некоммерческим организациям:

а)    организациям здравоохранения города, оказывающим медицинские и оздоровительные услуги населению;

б) образовательным учреждениям города, осуществляющим образовательный процесс, то есть реализующих одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающих содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Под образовательными учреждениями в настоящем пункте понимаются некоммерческие организации любой организационно-правовой формы;

в) некоммерческим организациям культуры и спорта города, оказывающим культурно-просветительские, спортивные, спортивно-оздоровительные и спортивно-технические услуги населению;

г) организациям общественного питания города, обслуживающим учреждения дошкольного, общего, начального образования;

д) органам местного самоуправления города и их структурным подразделениям - в отношении земельных участков, под объектами, предоставленными для непосредственного выполнения возложенных на эти учреждения функций;

е)    налогоплательщикам, земельные участки которых заняты объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в том числе объектами, использующимися для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

2. физическим лицам, путем уменьшения налоговой базы на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненно наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:

а) неработающие пенсионеры, получающие пенсии, назначенные в порядке, предусмотренном законодательством            Российской Федерации;

б) неработающие инвалиды, имеющие III группу инвалидности;

в) граждане – члены семей, в составе которых имеются трое и более детей в возрасте до 18 лет;

г) сироты – учащиеся общеобразовательных учебных заведений и сироты – студенты высших, средних специальных, профессионально-технических учебных заведений дневной формы обучения, а также несовершеннолетние дети-сироты.

Оценка эффективности предоставленных налоговых льгот определяется через механизм расчета показателей, источником которых являются данные главного администратора доходов в лице МИФНС России № 5 по ХМАО-Югре и сведения, представленные организациями, реализующие право на льготу по земельному налогу (налоговые декларации).

За 2014 год общая сумма налоговых и неналоговых доходов бюджета города Покачи составила 330 340,6 тыс. руб. Сумма недополученных доходов вследствие предоставления муниципальным образованием в 2014 году налоговых льгот составила 12 753,0тыс. руб. или 3,9% к общей сумме налоговых и неналоговых доходов бюджета города.

Анализ и динамика показателей по земельному налогу за 2012-2014 годы представлена в таблице.

 

 

 

Таблица

Анализ и динамика показателей по земельному налогу за 2012-2014 годы

№ п/п

Наименование показателей

2012 год

2013 год

2014 год

1

Объем налоговых и неналоговых доходов бюджета города Покачи, всего (тыс. руб.)

362 252,7

370 324,4

330 340,6

2

из них:

поступление в бюджет города от земельного налога (тыс. руб.)m

9 225,9

10 038,6

10 228,2

3

Доля доходов от земельного налога в общей сумме налоговых и неналоговых доходов (%)

2,5

2,7

3,1

4

Объем налоговых льгот по земельному налогу, предоставленный налогоплательщикам, в соответствии со ст. 395 НК РФ и  МПА, всего (тыс. руб.)

11 898,0

12 137,0

12 753,0

 

5

из них:

льготы, установленные ст.395 НК РФ (тыс.руб.)

 

0,0

 

0,0

 

0,0

6

льготы, установленные решением Думы города Покачи от 25.09.2013 № 92 «О предоставлении льготы по земельному налогу» (тыс. руб.)

 

11 898,0

 

12 137,0

 

12 753,0

7

Отношение объема предоставленных льгот по земельному налогу к общему объему налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (%)

3,3

3,3

3,9

8

Темп роста (снижения) суммы предоставленных налоговых льгот к предыдущему году (%)

128,8

102,0

105,1

mв соответствии со ст. 61.2 БК РФ в бюджет муниципального образования поступает 100% от объема налога, подлежащего к уплате

 

Рост размера льготирования в 2014 году, по сравнению с 2013 годом, составил 5,1 % , основной причиной является:

- в 2014 году МБОУ ДОД «Детская музыкальная школа», в соответствии с постановлением администрации города Покачи от 18.07.2014 № 903 «О предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование», предоставлен в постоянное (бессрочное пользование) земельный участок под объектом "Центр искусств".

Налоговые льготы преследуют следующие цели:

1.Стимулирующая цель – цель, направленная на поддержку и развитие экономики муниципального образования (показатели бюджетной, социальной и экономической (целевой) эффективности);

2. Техническая цель – цель, направленная на ликвидацию встречных финансовых потоков (техническая эффективность);

3. Социальная цель – цель, имеющая социальную направленность (социальная поддержка в отношении физических лиц и социальная эффективность в отношении некоммерческих организаций (за исключением некоммерческих организаций, финансируемых из бюджета города).

 

1. Стимулирующая цель.

Стимулирующей целью является поддержка на местном уровне коммерческих организаций, направленная на становление и развитие новых секторов экономики на территории муниципального образования.

Так как решением Думы города Покачи от 25.09.2013 № 92 «О предоставлении льготы по земельному налогу» коммерческим организациям, являющимся плательщиками земельного налога в бюджет города Покачи, льготы не установлены, оценка эффективности налоговых льгот не проводится.

 

2. Техническая цель.

Технической целью является устранение  (уменьшение) встречных финансовых потоков, оптимизация бюджетных расходов. Расчет технической эффективности осуществляется для некоммерческих организаций, являющихся плательщиками земельного налога в бюджет города Покачи.

В целях оптимизации расходов бюджета города Покачи и сокращения встречных финансовых потоков от уплаты земельного налога освобождены организации, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств бюджета города Покачи: органы местного самоуправления и муниципальные учреждения (автономные, бюджетные и казенные) – в отношении земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждениями и предназначенные для размещения объектов.

Техническая эффективность в отношении некоммерческих организаций (муниципальных учреждений) принимается равной сумме предоставленных налоговых льгот по земельному налогу, что в 2014 году составило 11 885,0 тыс. руб.

Выпадающие доходы бюджета города по данной категории налогоплательщиков в 2014 году составили 93 % в структуре льгот (Приложение 1).

Учитывая вышеизложенное, техническая эффективность признается положительной для каждой категории налогоплательщиков – льготополучателей, за исключением:

- организаций, отнесенных к категории «организации общественного питания города, обслуживающие учреждения дошкольного, общего, начального образования», т.к. у организации отсутствуют земельные участки;

- организаций, отнесенных к категории «организации здравоохранения города, оказывающие медицинские и оздоровительные услуги населению» по причине того, что указанные организации с 01.01.2014 года перешли из муниципальной собственности в государственную собственность. Учитывая, что дальнейшее финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств бюджета автономного округа, дальнейшее предоставление льгот не отвечает целям технической эффективности. С целью оптимизации льгот по земельному налогу решением Думы города Покачи от 21.11.2014 № 103 из перечня категорий налогоплательщиков, которым предоставляется льгота в размере 100%, были исключены организации здравоохранения города, оказывающие медицинские и оздоровительные услуги населению. Данное решение Думы города Покачи вступило в силу с 01.01.2015 года. В соответствии с данными, отраженными в налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, объем дополнительных поступлений в доход бюджета города Покачи в 2015 году ориентировочно составит 1 378,0 тыс. руб.

 

3. Социальная цель.

Социальная цель направлена на социальную поддержку определенных групп населения:

1. В отношении физических лиц, являющихся плательщиками земельного налога в бюджет муниципального образования город Покачи.

Социальной целью является материальная поддержка определенных групп населения, в части увеличения среднедушевых денежных доходов населения.

Социальная поддержка рассчитывалась по формуле:

Коэффициент социальной поддержки = среднедушевые денежные доходы населения за отчетный период - среднедушевые денежные доходы населения за предыдущий отчетный период и составил 2,9 тыс. рублей (Приложение 2). Уровень жизни населения повысился, следовательно, цель достигнута, соответственно льгота признается эффективной.

Согласно статистической налоговой отчетности, сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением физическим лицам льгот по земельному налогу, составила 7 тыс. руб. (в сравнении с 2013 годом увеличение на 2 тыс. руб.).

2. В отношении прочих некоммерческих организаций (за исключением организаций, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств бюджета города Покачи).

Расчет социальной эффективности осуществляется в отношении прочих некоммерческих организаций, являющихся плательщиками земельного налога и применяющих налоговую льготу в отношении земельных участков которые заняты объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, в том числе объектами, использующимися для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса).

Социальная эффективность в отношении прочих некоммерческих организаций принимается равной сумме предоставленных налоговых льгот и за 2014 год составила 861,0 тыс. руб.

Совокупно выпадающие доходы бюджета города по категории налогоплательщиков, которым предоставляются льготы, имеющие социальную направленность, в 2014 году составили 7 % в структуре льгот (Приложение 1).